Рак мочевого пузыря (РМП) — онкозаболевание, относящееся к наиболее частым в урологии. Вместе с тем, по сравнению с другими злокачественными образованиями оно осложняется тем, что клетки в его случае склонны ко множественным мутациям. Кроме того, стоимость лечения и наблюдения возрастает из-за высоких рисков рецидива и затрат на проведение цистоскопии.

В ходе тематический сессии ежегодного конгресса Европейской ассоциации урологов в 2015 году в Мадриде, посвященной вопросам рака мочевого пузыря, обсуждались новые находки в области его диагностики и лечения. Профессор Торбен Орнтофт (Дания) представил результаты своего исследования биомаркеров в жидкостях тела. Поскольку РМП состоит из различных популяций клеток, традиционная биопсия может оказаться менее надежной,  чем жидкостная. В качестве варианта для проведения последней он предлагает мочу.

Преимущество здесь состоит в том, что сбор образца мочи — неинвазивная процедура, но по нему можно составить представление почти обо всех частях опухоли. Недостатки метода — время, требуемое для получения образцов, а также их негомеостатичность в связи с изменчивостью концентраций, состава и уровня pH. В будущем, однако, образцы мочи могут использоваться для идентификации прогностических и наблюдательных биомаркеров.

Профессор Кристофер Проберт (Великобритания) представил свою работу о «запахе»  рака. Ранее собаки продемонстрировали способность возможность «чуять» рак, и теперь, на основе этого принципа, команда профессора сконструировала устройство, которое может, анализируя состав мочи, установить наличие раковых тканей. Прибор, работающий на основе газовой хроматографии/масс-спектрометрии (ГХ/МС), определяет рак мочевого пузыря у контрольных пациентов в 95% случаев.

Профессор Максимилиан Бюргер (Германия) и доктор Кай Томас (Великобритания) обсудили, является ли БЦЖ-иммунотерапия по-прежнему «золотым стандартом» лечения рака мочевого пузыря. Бюргер считает, что да, основываясь на трех аргументах: данные в поддержку БЦЖ могут быть старыми, но они имеют прочные основания; на сегодня методу не существует действенной альтернативы, хотя скоро и должны выйти результаты ряда важных исследований; БЦЖ — проверенный и эффективный метод терапии.

В свою очередь, Томас возразила, что уровень отклика на БЦЖ обычно низок при использовании в качестве единственного агента. Как альтернативу она предлагает комбинацию БЦЖ с митомицином С. Согласно представленным ею данным, в таком сочетании БЦЖ работает эффективнее. Кроме того, результаты показывают более низкий уровень рецидивов при использовании этой методики, несмотря на то, что разницы в течении непосредственно заболевания не обнаружено.

Голосование по окончании дебатов  показало, что Томас удалось убедить большинство слушателей рассмотреть комбинированный метод терапии. Даже ее оппонент Бюргер признал, что видит грядущие перемены, но, пока данные о результатах комбинированного лечения не абсолютно убедительны, он делает выбор в пользу БЦЖ.

Материал подготовила Ю.Г. Болдырева