Представители многих социальных видов в природе адаптивно подстраивают свое конкурентное поведение в ответ на предыдущий опыт социального взаимодействия: люди, которые одерживали победы в прошлом, преимущественно успешно конкурировали и в будущем, тогда как те, кто потерпел поражение, склонны уступать и подчиняться.
Растущее количество данных свидетельствует о том, что тестостерон функционирует как «гормон конкуренции», который координирует эту поведенческую пластичность благодаря характерному подъему и снижению его уровня после победы и поражения. Несмотря на то, что в соревнованиях, основанных на доминировании (на основе страха, полученного от преимущества в силе и запугивания), хорошо продемонстрировано, что эта картина не рассматривалась в статусных соревнованиях, лишенные страха или антагонизма, и победа в которых зависит исключительно от успеха, навыков и знаний в различных областях. Таким образом, гормональные механизмы, лежащие в основе престижного статуса, в значительной степени до сих пор неизвестны.
Группа ученых из США изучила последствия предыдущего опыта оценки престижа, используя общедоступные конкурсы талантов и данные об изменении уровня тестостерона среди членов крупномасштабного естественного сообщества.
Результаты показали, что мужчины, достигшие высокого уровня в групповой иерархии престижа в первые недели формирования группы, показывают рост тестостерона в течение последующих 2 месяцев, тогда как мужчины с низким уровнем престижа демонстрируют снижение или небольшое изменение тестостерона. У женщин не было выявлено подобных ассоциаций.
Эти результаты свидетельствуют о том, что долгосрочное повышение и понижение уровня тестостерона обеспечивают механизм, благодаря которому прошлый опыт престижа калибрует психологические системы таким образом, который адаптивно ориентирует человека на будущие усилия по поиску и поддержанию уровня престижа.
Источник: J Pers Soc Psychol. 2018 Jun;114(6):924-944. doi: 10.1037/pspi0000126.