Контекст
Ни в одном опубликованном крупном рандомизированном контролируемом исследовании (РКИ) не подтверждалась эффективность виртуальных симуляторов для обретения навыков в степени, достаточной для безопасного выполнения роботических операций в клинических условиях. Это остаётся главным препятствием для включения этих виртуальных симуляторов в учебный план хирургической резидентуры.
Цель
Оценить уровень доказательной базы в опубликованных исследованиях об эффективности обучения на виртуальных симуляторах роботической хирургии.
Сбор материала
В апреле 2015 года был выполнен литературный поиск в PubMed, Web of Science, Scopus, Кокрановской библиотеке, Clinical Trials Database (США) и Meta Register of Controlled Trials. Все публикации оценивались на предмет релевантности для включения в обзор и для определения уровня доказательности по классификации, разработанной Центром доказательной медицины Оксфорда.
Синтез материала
Включёнными в обзор публикациями были одно РКИ и 28 когортных исследований по валидности, а также семь РКИ и два когортных исследования по сохранности навыков при переходе с виртуальных симуляторов на робот-ассистированную хирургию. Симуляторы оценивались как хорошие по реализму (валидность формы) и по полезности в качестве обучающего инструмента (валидность содержания). Однако, включённых исследования использовали разные методологии симуляционного обучения, что ограничивало оценку валидности. Обзор подтверждает отсутствие какого-либо консенсуса о том, какие задачи и методы оценки наиболее эффективны для Da Vinci Skills Simulator и dV-Trainer, наиболее изученных систем. Хотя консенсус относительно симулятора RoSS существует, он основан лишь на двух исследованиях по валидности, включающих в себя четыре упражнения. Одно исследование по первичной оценке модуля дополненной реальности для парциальной нефрэктомии с использованием dV-Trainer показало высокую корреляцию (r = 0.8) между in vivo нефрэктомией на свинье и задачей по виртуальной реноррафии в соответствии с балльной оценкой по GEARS (Global Evaluation Assessment of Robotic Surgery). В одном РКИ по переносу навыков экспериментальная группа продемонстрировала лучшие результаты, чем контрольная группа, со значимой разницей по общей оценке GEARS (p = 0.012) во время выполнения уретрально-пузырного анастомоза на неживой модели. Только одно исследование включало оценку хирургической процедуры на настоящих пациентах: участники, обученные на виртуальном симуляторе, показали лучшие результаты, чем контрольная группа после традиционного обучения. Однако, это исследование не только имело мало участников, но и не было рандомизированным.
Заключение
Существует срочная необходимость в крупных, предпочтительно многоцентровых РКИ с хорошим дизайном для изучения эффективности виртуальных симуляторов в обретении компетентности и освоении навыков безопасного выполнения робот-ассистированной хирургии в клинических условиях.
Ключевые слова: симулятор Da Vinci, план обучения роботической хирургии, симуляция роботической хирургии.
A Systematic Review of Virtual Reality Simulators for Robot-assisted Surgery
By: Andrea Moglia, Vincenzo Ferrari, Luca Morelli, Mauro Ferrari, Franco Mosca and Alfred Cuschieri
- a EndoCAS, Center for Computer Assisted Surgery, University of Pisa, Pisa, Italy
- b Information Engineering Department, University of Pisa, Pisa, Italy
- c Multidisciplinary Center for Robotic Surgery, University Hospital of Pisa, Pisa, Italy
- d Cisanello Teaching Hospital, Pisa, Italy
- e Scuola Superiore Sant’Anna, Pisa, Italy
- f Institute for Medical Science and Technology, University of Dundee, Dundee, UK
European Urology, Volume 69 Issue 6, June 2016, Pages 1065-1080
Keywords: da Vinci simulator, Robotic surgery curriculum, Robotic surgery simulation
Автор перевода: Шатылко Тарас Валерьевич